Муслим Магомаев – имя, которое проникло в сердца слушателей старшего и среднего поколения, выросших в СССР. Уникальный баритон его голоса невозможно спутать с кем-либо другим. Он стал знаменитостью оперы и эстрады, а его талант превратился в настоящий бриллиант. Его популярность на родине была сравнима с битломанией. Множество поклонников на гастролях носили его на руках, а его машину целовали, оставляя следы помады.
Творческий путь Муслима Магомаева начался в его родном городе, в Доме культуры бакинских моряков. Его семья боялась за его голос и запрещала ему выступать в полную силу, однако юный парень все равно появлялся на сцене тайком от родных и собирал первые аплодисменты. Ему удалось избежать подростковой мутации голоса.
В 1961 году Муслим Магомаев дебютировал профессионально в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Уже через год он исполнил песню «Бухенвальдский набат», и его талант был отмечен на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. Тот же год принес ему всесоюзную славу после выступления на фестивале азербайджанского искусства в Кремлевском дворце съездов.
В середине 60-х годов он гастролировал в Париже, где директор знаменитого концертного зала «Олимпия» Брюно Кокатрикс предложил ему контракт на год. Однако Министерство культуры СССР считало Магомаева незаменимым на правительственных концертах, и он вернулся на родину.
В то время на певца завели уголовное дело, но Магомаев решил не подвергать родных опасности и отказался от эмиграции. В конце 1960-х он дал концерт в Ростове-на-Дону на 45-тысячном стадионе, чтобы помочь Ансамблю песни и пляски донских казаков. Он провел на сцене более двух часов, вместо запланированного одного отделения, и получил тройной оклад.
Во время концерта в «Олимпии» Магомаеву сообщили о уголовном преследовании по линии ОБХСС. Он решил вернуться в СССР, чтобы не подставлять под опасность своих родных. В результате судебных разбирательств ему было запрещено выступать за пределами Азербайджана. Магомаев воспользовался этим временем и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения.
Исполнитель получил возможность снова выступать после звонка председателя КГБ СССР Юрия Андропова министру культуры Екатерине Фурцевой. Муслим Магомаев был приглашен на юбилейный концерт Министерства культуры. Он продолжал активную концертную деятельность до 1998 года, когда прекратил выступления на сцене, считая, что каждому таланту отмерено свое время.
Последние годы своей жизни Магомаев посвятил живописи и жил в Москве. Он ушел из жизни 25 октября 2008 года на руках у своей супруги Тамары Синявской. Причиной его смерти стали ишемическая болезнь сердца и атеросклероз. Церемония прощания прошла в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, а по завещанию его прах был доставлен в родной Баку и похоронен на Аллее почетного захоронения.
Муслим Магомаев оставил яркий след в истории мировой музыки и останется в памяти поколений своим выдающимся талантом и неповторимым голосом. Его дочь Марина, наследуя музыкальный дар отца, окончила музыкальную школу, но выбрала профессию, не связанную с музыкой и вокалом.